Александр Вампилов, жизнь и творчество, юбилей драматурга, проект "Вампиловская афиша"

Интернет проект "Вампиловская афиша "МОУ "Лицей №1" г. Усолье-Сибирское

70 лет со дня рождения

35 лет со дня смерти

 
 
В ряду ярких талантливых писателей, рано ушедших из жизни стоит, имя Александра Валентиновича Вампилова. Ныне его имя известно не только у нас в стране, но и за рубежом. Его пьесы ставили Георгий Товстоногов и Олег Табаков, Владимир Андреев и Олег Ефремов. Его имя известно театралам Еревана и Риги, Нью-Йорка и Варшавы. Патриарх жанра драматургии Виктор Розов назвал Вампилова лучшим российским драматургом ушедшего столетия. Валентин Распутин писал о нем так: «Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта, чувства давние как хлеб, и как хлеб же, необходимые для нашего существования и искусства».А начиналось все в маленьком поселке Кутулик, расположенном за Черемхово, в Аларском районе. Здесь прошли детские и школьные годы писателя. «…Деревянный, пыльный, с огородами, со стадом частных коров, Кутулик от деревни отстал, а к городу не пристал. Словом, райцентр с головы до пят. Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию все-таки один-единственный»,- так впоследствии напишет писатель о своей малой родине в одном из очерков «Прогулки по Кутулику».
Здесь и сейчас хранят память о своем земляке жители поселка.

 

 

 

 

 

 

 

Род Вампиловых
19 августа 1937г. в семье учителей Кутуликской средней школы Валентина Никитича Вампилова и Анастасии Прокопьевны Копыловой-Вампиловой родился четвертый ребенок, третий сын – Александр. Он появился на свет в родильном доме города Черемхово, документ о рождении был выдан в родном поселке Кутулик.
В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно сто лет назад. Имя поэта было светлейшей темой года, и как же еще мог назвать мальчика учитель словесности, чтобы оградить и ободрить его этим светом, если не Александром.
История семьи драматурга представляет интерес для всего Аларского района. Род Вампиловых издавна известен в этом районе, поскольку берет свои истоки именно отсюда. Далекие предки Александра Вампилова прибыли в тункинские и аларские степи из Монголии несколько столетий назад, спасаясь бегством от маньчжуров и китайских захватчиков.
Прадед драматурга по отцовской линии Вандан Вампилов проживал со своим многочисленным семейством в селе Аларь. Он был человеком передовым по тем временам, знал смысл грамоты, просвещения и дал почти всем своим детям образование. Один из старших сыновей Вандана, Будихал (что означает в переводе на русский Никита), рано женился, отделившись от отца и жил своим отдельным крестьянским хозяйством.
Семья Никиты была тихая, мирная, жила в атмосфере дружбы, взаимопонимания, почитания старших и глубокого уважения далекой старины. Легенды, предания, сказки пользовались в семье особым вниманием. Все это не проходило бесследно для детей, в том числе и для Валентина Вампилова – отца будущего драматурга.
Валентин Никитич с золотой медалью окончил гимназию в Иркутске, знал латинский, греческий языки, свободно владел бурятским, русским, немецким, французским. Обучаясь в гимназии, Валентин Никитич одновременно служил репетитором у сына иркутского генерал-губернатора, занимаясь с ним русским и немецким языками. Можно представить себе духовный мир и знания этого домашнего учителя из бурят, если ему доверили такое дело в семье высокопоставленного государственного лица!
В начале 20-х годов XX века Валентин Никитич после окончания гимназии поступает в Иркутский государственный университет. Он много занимается, усердно читает. Вскоре после учебы он стал работать учителем литературы у себя на родине, в Аларском районе. Работая в школе, он вместе с учениками организовывал сценические постановки по рассказам А.Чехова и пьесам Н.Островского.
Отец драматурга был видным представителем национальной интеллигенции своего времени, известным просветительской деятельностью не только у себя на родине, но и во всем Приангарье.
У себя же на родине, в Аларе, Валентин Никитич знакомится с молодой обаятельной русской учительницей Анастасией Прокопьевной Копыловой, преподававшей уроки в начальной школе одного из бурятских улусов. Так же, как и Валентин Никитич, Анастасия Прокопьевна занималась культурно- просветительской деятельностью, вела курсы по подготовке преподавателей из числа грамотных местных жителей для школ ликбеза окрестных селений.
Часто встречаясь, молодые люди подолгу беседовали, находя много общих тем. Их
 

, теплый, иск

Рисунки Ю.Д.Скорнякова, художника г.Усолья-Сибирского

Копыловы
 
Отец Анастасии Прокопьевны – Прокопий Георгиевич Копылов высоко ценил светское образование и постарался, чтобы все его дети получили достойное воспитание и образование.
О родословной Александра Вампилова по материнской линии пишет литературный критик Надежда Тендитник: « Крутой волей и недюжинными способностями оратора и педагога был наделен дед драматурга - Прокопий Георгиевич Копылов. Он вырос в семье кимилтекского крестьянина, но собрался с силами, получил высшее духовное образование, обеспечивающее ему пост священника в кафедральном соборе и должность учителя гимназии. А о жене Прокопия Геориевича, Сашиной бабушке, известно, что Александра Африкановна Медведева получила образование в епархиальном училище, имела в 17 лет высокое по тем временам звание домашней учительницы.»
Дочь православного миссионера, священника, душевная и мудрая Александра Африкановна интересовалась всеми вопросами жизни, художественной литературой, искусством, много читала, прожив большую содержательную жизнь.
Дочь Копыловых, Анастасия, родилась в 1906г. в Иркутске. С юных лет ее привлекала учительская профессия.
Заочно закончив Педагогический институт, с 1925г. Анастасия Прокопьевна работает учительницей сначала в Аларском районе, а позднее в Кутулике, в средней школе преподает математику.Ее врожденная вежливость, скромность, правдивость, старательность в работе и самообладание, ее умение мастерски доносить до слушателей, своих учеников знания вызывали со стороны окружающих чувство глубокого уважения.
Очень большое внимание она уделяла своим детям. Это была ласковая, добрая, заботливая и удивительно нежная мать.Через полгода после рождения младшего сына Сани, муж Анастасии Прокопьевны, заведующий учебной частью Аларской средней школы В.Н.Вампилов был арестован по обвинению за участие в якобы контрреволюционной организации. В 1938г. его расстреляли. И только через 19 лет, в 1957г. имя Валентина Вампилова было реабилитировано.
Анастасия Прокопьевна осталась одна с четырьмя детьми, в воспитании ей помогала ее мать, Александра Африкановна Медведева, переехавшая из Иркутска в Кутулик.
Бабушка ухаживала за детьми, создавала семейный уют, была ангелом-хранителем дома. Она не жалела сил и времени для внуков: рассказывала им сказки, читала детские книжки. Домашняя библиотека, собранная Валентином Никитичем, была для ребят кладезем знаний. Благодаря усердным стараниям и заботам матери и бабушки, дети были приучены к аккуратности, хорошо занимались. Анастасия Прокопьевна умело подсказывала, что надо знать в первую очередь, какие книги можно и нужно читать дополнительно к школьной программе.
В нелегкой борьбе с трудностями Анастасию Прокопьевну постоянно поддерживали
ее братья и сестры. В большой, трудолюбивой, интеллигентной семье Копыловых так было заведено: чутко относиться и помогать друг другу.

 
 
Детские и школьные годы Сани Вампилова
Вне всякого сомнения, Александр Вампилов под руководством матери и бабушки прошел первоначальную школу жизни. Именно под их влиянием формировался характер будущего драматурга.
Александра Африкановна стала для Саши современной Ариной Родионовной. Она нянчилась с ним, читала и рассказывала сказки, которые он любил более всего, пела старинные русские романсы, песни.
С детства мальчик тянулся к книгам, любил их читать, но также любил и русскую речь. Само слово со страниц книги звучало для него как-то по-особенному, притягивало к себе многоголосием, разными смыслами, оттенками. Это замечали все, кто знал Саню.
« Отношение к книге, к чтению, просто к хранилищу книг – библиотеке- не было для Вампилова самоценным или поверхностным. Для него это отношение – один из самых проверенных, надежных критериев внутренней культуры, воспитания того, что называем мы духовным миром.
Не будем гадать, от кого передалась Вампилову необычная чуткость к слову, литературе, музыке. От отца ли, словесника, от бабушки ли, имевшей не только педагогическое образование, но и музыкальное, от матери ли или от прадеда, Африкана Федоровича Медведева, по семейному преданию, любившего театр и музыку, игравшего на гитаре, прекрасно певшего… Важно, что Саша рос в атмосфере интеллигентной семьи, простотой и строгостью нравов подчеркивающей возможность и даже обязательность рождения в младшем Вампилове особенной внутренней жизни, мира, способного к развитию; той напряженной духовной работы, какая приводит к выстраданному глубокому восприятию окружающего. Он был обыкновенным – и он не был обыкновенным.»
Такой духовно-богатый внутренний мир, раскрывшийся у писателя еще в раннем детстве, конечно же не мог не отразиться на его дальнейшей творческой судьбе. Большое будущее как бы предвидел еще заранее для своего сына его отец, когда был жив. Вот, что он писал в роддом жене в одном из своих писем:
«Дорогая Тася! Живем по старому.
Работаю над докладом. Ну, как твои дела? Еще раз прошу тебя не нервничать, не беспокоиться.
Я уверен, все будет хорошо! И, вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей… В Черемхово, ночуя в доме знакомого татарина, я во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его в щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился.
Сны бывают часто наоборот, скорее всего, будет просто балбес, каких много их на свете. Лишь бы был здоровый – мог бы чувствовать всю соль жизни под солнцем.» Шло время, подрастал в родном Кутулике живой кудрявый мальчик Саня, ничем особенным не выделяясь среди своих сверстников: учился как все, играл в футбол, случалось, что и шалил. Пробовал писать стихи, бренчал на гитаре, доставшейся мальчику в наследство от прадеда, сочинял свои песни на только-только возвращающегося из небытия Сергея Есенина, вдохновенно играл в школьном театре Тюленина и Сатина, влюблялся в одноклассниц.
Поэзия Есенина, долгое время находящаяся под запретом, вдохновляла на творчество, на сочинение своих стихов и вскоре стихотворное творчество юного школьника Сани Вампилова вылилось в замечательные строки. По своему ритму, образам, интонации стихи хоть и были насквозь подражательны есенинским, но, тем не менее, это были свои собственные стихи. Вот отрывок одного из них:
 ШВ стареньком плетне.
Всем она открыта,
Но уже не мне.
 
Прохожу я мимо,
Загляжусь слегка.
Под окном черемух
Белых облака.
 
Не пойду я ближе,
Постою я тут.
Там меня забыли
Там меня не ждут.
 
Вампилов не только занимался сочинительством, играл на домбре, пианино, гитаре, пел романсы… Вот что вспоминает о детских и школьных годах Сани его мать, Анастасия Прокопьевна Копылова-Вампилова:
« В школе он ничем особенным не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком…
Хорошо играл на гитаре и немного пел. И гитара у нас была фамильная – прадедушкина. Позднее стал увлекаться классической музыкой – Бетховеном, Моцартом, Глинкой.
Много читал – библиотека осталась у нас от моих родителей: Пушкин, Лермонтов, Чехов, Есенин, Толстой.
Любимым писателем в школе был Гайдар. Его «Голубую чашку» он читал наизусть… Знали мы, что писал Саня в школьные годы стихи, но никогда никому не показывал. Скрывал.
Был бессменным членом редколлегии школьной газеты и хорошо рисовал…»
Окончив школу, Александр поступил в Иркутский государственный университет на историко-филологический факультет без сомнения, поскольку история у них в роду считалась наукой прикладной, домашней – история проходила через родовую память, а литература была в имени, годе рождения, пушкинском юбилее, памяти отца, влечении сердца.
Стрельникова Е.И. Плен утиной охоты.- Иркутск: Иркутская областная типография №1., 19
 
 
 
98г. С. 18.
Университетские годы. Рассказы А.Санина
 
С 1955г. Александр Вампилов живет и учится в Иркутске. В один год вместе с Вампиловым поступало много последствии состоявшихся, талантливых личностей, среди них и современник драматурга, писатель Виталий Зоркин. Вот что он пишет о своем бывшем сокурснике Сане Вампилове:
«… Мы вышли вместе из университета. И разговорились.Очень быстро нашли общийязык. Я узнал, что он из учительской семьи, отец погиб в годы культа личности. Что поступал Саша и в прошлом году, но из-за немецкого не прошел. И что вот сегодня ему повезло – надеется, что поступит.
У меня отец погиб на фронте, мать воспитывала нас одна. Может быть, общность судеб нас как-то сблизила…
Не помню о чем еще говорили в тот день, но через несколько дней на зачислении встретились дружески».
«…После школы… уезжал я без сожаления, рвался в город»,- вспоминает писатель о себе, восемнадцатилетнем, чтобы потом (в тридцать лет) спросить себя же: « Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?», имея в виду родной поселок и возвращаясь мыслями к родине в очерке
« Как там наши акации?»
«Мимо нашей школы,- рассказывает в нем А.Вампилов,- проходит московский тракт, а дальше, за Нижней улицей, за огородами, за лугом – железная дорога.
Акации, которые мы сажали десять лет назад, теперь выросли, шумят между школой и трактом, и дождь смывает с них дорожную пыль. А наша школа, деревянная, двухэтажная, все та же, разве перекрашенная и в который раз отремонтированная».
Обучаясь в университете, Александр, как и все, ездил с однокурсниками на картошку в совхозы, участвовал в походах по Байкалу. В 1959г. был на военных сборах. Как и все, дежурил на кухне. Однажды внес рацпредложение: нагар каши в котлах чистить не ножом, а саперной лопаткой. И писал, писал рассказы, сценки, копил в записных книжках слова, фразы, афоризмы, сюжетцы, образы, наблюдения,
Вот некоторые из них.
« Молодость дается нам для эксперимента, а не для прозябания».
«Замысел должен быть гениальным, писать надо, ориентируясь на шедевр, тогда получится сносный рассказ».
Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская многотиражка и молодежная иркутская газета. И хоть чаще это озорные мимолетности, студенческое зубоскальство с ребячливо говорящими фамилиями Рассветов, Гонорарьев, Штучкин, но в основе своей все эти его истории всегда оказывались подлинной жизненной «подкладкой», в них была живая нежность к героям.
Немудрено, что еще в университете он будет приглашен в штат сотрудников «Молодежной газеты», и вскоре после окончания им университета будет выпущена книга «Стечение обстоятельств». Книга выйдет под псевдонимом А. Санин, словно предчувствуя, что фамилия ему понадобиться для другого – для главного дела его жизни – театральных пьес.
Первый сборник Вампилова «Стечение обстоятельств» составлен из небольших рассказов: «Сумочка к ребру», «Финский нож и персидская сирень», «На пьедестале», «На другой день», «На скамейке», «Девичья память», «Стечение обстоятельств» и других. Эти рассказы впервые были опубликованы в конце 50-х г.г. XX в.
«В рассказах и сценках Вампилов открыл для себя и отработал, отшлифовал литературные приемы, доведя их до совершенства. Много тончайших нитей связывает рассказы и пьесы. Это два состояния таланта Вампилова. Драматургия гуще, выше, сложнее. Однако на верхнюю спираль она поднялась благодаря прозе. Но в прозе автор опирается на иной акцент: странное, исключительное стечение обстоятельств оказывается бытовым, сниженным. Вампилов как будто в увеличительное стекло рассматривает «случай, пустяк, стечение обстоятельств», которые становятся «самыми драматичными моментами в жизни человека». На первый взгляд, привычное интересует автора, но в то же время и особенное, из ряда вон выходящее. Сопоставляя несопоставимое, Вампилов со вниманием изучает конкретное, обыденное, находит новый смысл в анекдоте.
В драматургии «вампиловский анекдот» приобретает иное качество, становится
точкой соприкосновения с символическим обобщением. Без прозы театр Александра Вампилова был бы иным».
Если самые ранние прозаические этюды, опубликованные под псевдонимом А.Санин, прежде всего имеют ценность как лабораторные опыты, заготовки к драматургии, то рассказы «Солнце в аистовом гнезде», «Станция Тайшет», «Сугробы», изданные в 1964г., были уже зрелые, самостоятельные произведения молодого автора.
В основу этих рассказов писателя легло описание чисто человеческих отношений, как простых, так и сложных, как обычных, так и необычных. Параллельной нитью через рассказы проходит единая мысль: жизнь – человек – каждая минута жизни. Этими размышлениями писатель как бы заново хочет усвоить истину: все проходит, но проходит не бесследно. И ничего нельзя пропускать мимо души, мимо сердца. Время отражается в людях, как они в нем. И в будущем непременно отзовется, аукнется каждое сегодня сказанное слово, каждое действие, каждый поступок, сегодня произведенный.

 
Работа в редакции
 
Когда Вампилов, будучи еще на пятом курсе университета, пришел в редакцию «Советскую молодежь», он был уже довольно опытным автором, имевшем на счету более пятнадцати рассказов и сцен. Тем не менее, 30 октября 1959г. его приняли на должность… стенографиста. А уже в следующем, 1960 году, стенографист А.Вампилов был назначен литсотрудником газеты.
Работая в газете, Вампилов писал все, что ей требовалось,- информации, зарисовки, очерки, критические статьи, фельетоны, мелкие рецензии, заметки к литературным юбилеям… Чаще всего под своей фамилией, но иногда и под псевдонимом («А. Санин», «А. Валентинов» - от отчества Валентинович, «С.Хомутовский»).
« Газета нередко портит писателя, корежа, подминая под себя и мысли его, и стиль. Вампилов этой порче не поддался, и в газетных работах (к которым он считал своим долгом относиться основательно и серьезно) уже слышится особенный вампиловский голос, его парадоксальная мысль. «…Парадоксы не падают с неба. Их надо видеть на земле»,- пишет Вампилов в небольшой заметке, посвященной юбилею О.Генри. И будущий драматург видит их на земле во множестве».
Постепенно дело двигалось к профессиональной работе, и вскоре после состоявшейся творческой командировки в Москву, на семинар драматургов- одноактников, в 1964г. Александр Вампилов уходит из «Молодежки», отработав там четыре с лишним года.
Но, уйдя из редакции, Александр не порывал связи с родной «Молодежкой». Он печатал там не только отрывки из пьес (что для тогдашних официальных газет было великой радостью), но и, нечасто, правда, то фельетон, то очерк, а то и репортаж.
Ранние газетные страницы Вампилова интересны не только сами по себе, не только как начало литературного развития, литературной судьбы. В этих первых отнюдь не всегда мастерских рассказах и сценах есть уже черты будущей драматургии, есть зерна, которые потом, конечно, в несколько ином видоизмененном трансформированном варианте появились в пьесах.
 
Иоффе и др.- Иркутск: Иркутская областная типография№1., 2000г.- С.- 45
.
Работа над пьесами
Он вырастал из стихов, из публицистических очерков, из прозы, как вырастают из мальчишьих одежд. И шел к тому главному и естественному для него, что не было не увлечением, ни даже сознательным выбором. Но было судьбою, жизнью, где смыкались все его таланты – от журналистского до таланта живописца,- сливались как инструменты в оркестре, все отдельно звучащие в нем голоса. Он шел к пьесам, театру, желая с кафедры много сказать миру добра.Первенствующей страстью для Вампилова по-прежнему оставался театр. Еще в университете Александр, обучаясь на первом курсе, затеял театр и репетировал с товарищами чеховскую «Свадьбу».
В пору газетной работы сразу после университета Александр как начинающий драматург пишет первый из «Провинциальных анекдотов» - одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом», где дурацкая шутка двух мающихся с похмелья командированных, попросивших сто рублей у прохожих, отзывается в конце горькой нотой, когда все действующие лица оказались неспособны понять человека, который эти деньги дал. В своем первоначальном варианте эта пьеса была запрещена цензурой, поскольку театральное начальство, поддержав большинство, не поняло бескорыстия в поступке прохожего и потребовало от автора мотивировки в окончании пьесы. В последующем варианте, переделанном автором, прохожий признается, что таким глупым образом хотел искупить грех перед умершей без присмотра матерью. Эта в общем тоже довольно странная для бескорыстного побуждения мотивировка поступка радостно принимается, и герои пьесы, обнявшись, примиряются – «жизнь, как говорится, продолжается…»
 
Другой маленькой пьесой Александра Вампилова этого же периода была одноактная лирическая комедия «Дом окнами в поле».Эта пьеса отражала морально-критическую оценку автора к окружающей реальности.В 1964г. было написано «Прощание в июне» (первоначальное название пьесы «Ярмарка»). Эта пьеса – первый опыт работы автора в многоактной драматургии.На фоне сюжетной композиции о мотивах выбора художником слова Александром Вампиловым очень четко и ярко были прорисованы характеры героев.
« В этой пьесе еще хватало наивности: и в нестрашном злодее-спекулянте Золотуеве, вознамерившимся доказать, что если люди не берут взяток, то только потому, что мало дают, и в ребячливой дуэли двух влюбленных в одну девушку студентов, убивших вместо чайки сороку, и в самом главном герое Колесове, который, кажется, готов подтвердить правоту Золотуева и вот-вот уже купит себе диплом и аспирантуру ценою любви к славной дочери ректора. Но как Золотуев принужден признать, что мир сложнее, чем он представлял, так Колесов найдет в себе мужество отказаться от диплома для сохранения более существенного «предмета» – здоровой души».
Пьеса «Прощание…» было прощанием драматурга со студенчеством, студенческим театром, студенческим мировоззрением, пьянящей юностью и уже явственным предчувствием сложности ожидающего пути и новизны конфликтов, которые стучались к автору и ждали нового умного и веселого воплощения.
В начале 1964г. Вампилов оставляет работу в редакции «Советская молодежь» и участвует в творческом семинаре молодых драматургов под Ленинградом.
В 1965г. он едет «покорять» Москву, и вскоре его пьеса «Прощание в июне», представленная им в Москве, обходит все театры России. При жизни драматурга пьеса была поставлена на сценах театров Клайпеды (1967), Таганрога (1968), Красноярска (1969), Иркутска (1971).За рубежом пьеса ставилась в Польше, ГДР, Болгарии, Венгрии и других странах.Все в том же 1965г. в газете «Советская молодежь» опубликован его очерк «Как там наши акации» и фельетон «Кое–что для известности».
В 1966г. Александр Вампилов принят в члены Союза писателей и в этот же период времени заканчивает работу над пьесой «Старший сын» (первоначальное название пьесы «Предместье»).
Впоследствии, говоря о творчестве Александра Валентиновича Вампилова, иркутский писатель Марк Сергеев проведет параллель между пьесой Вампилова и старой испанской пьесой Морето «Двойник в Мадриде», написанной еще в XVII в., удивляясь полному совпадению лежащей в основе сюжета ситуации. «И там, и здесь,- пишет Сергеев,- чужой человек попадает в семью старика, выдав себя за сына, и там, и здесь он влюбляется в свою названную сестру, более того, и там, и здесь, глава семьи, чужого сына принимает ближе к сердцу», чем своих собственных близких.
Между тем писатель в глаза не видел пьесы Морето. Странствующие сюжеты, своеобразные народные стереотипы нередки в мировой драматургии. Они перекликаются через границы государств и столетий. И писателю совсем не обязательно заглядывать в чужие рассказы, пьесы, романы, повести, чтобы натолкнуться на такой сюжет – ему достаточно быть сыном своего народа
Именнотаким сыном и был Александр Вампилов, учительский сын, сын из народа. И эта его народность, и все, что вынес Вампилов из жизни, нашло свое отражение в его многочисленных рассказах и очерках, в самых разных характерах героев его пьес. Особенно это заметно на примере последних его пьес «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске».
Эти пьесы являются вершиной творчества драматурга и поднимают высоко нравственные, остро наболевшие вопросы о предназначении человеческой жизни на земле, о стоящих перед людьми проблемах выбора на жизненном пути, о духовных и бездуховных началах в человеке. Но вершиной творчества на пути писателя эти две последние пьесы можно считать и условно. Ведь если бы не гибель Александра Вампилова, сколько бы еще таких вершин было бы им создано!

Рисунки Ю.Д.Скорнякова, художника г.Усолья-Сибирского

 

 

 

 

 

 

 

Трагичность судьбы
Александр Валентинович Вампилов погиб на озере Байкал, 17 августа 1972г., не дожив два дня до своего 35-летия.
Перевернулась лодка, и он оказался в ледяной воде озера, не доплыв до берега несколько метров. А на берегу в это время стояла машина. Люди, приехавшие на машине, стояли, курили, равнодушно наблюдая за происходящим, за борющимся со смертью на воде человеком. И вдруг кто-то истошным голосом закричал: «Люди, люди киньте запасное колесо от машины, киньте хоть палку, протяните навстречу руку, но сделайте что-нибудь». Люди, оставив кинутую реплику без внимания, поглазели еще раз на утопающего, сели спокойно в машину и уехали.
Так печально и трагично оборвалась жизнь человека.
Когда судьба так жестоко, безжалостно оборвала жизнь Александра Вампилова, многие поэты, знавшие и не знавшие его, захотели выразить в стихах свою скорбь, отдать ему дань любви и дружества, осмыслить, кем он был для современников, для литературы и театра, что потеряли мы с его уходом. На гибель драматурга откликнулись стихами многие поэты, живущие в разных уголках России. Среди них Марк Сергеев, Сергей Иоффе, Владимир Скиф, Николай Котенко, Владимир Лазарев, Юрий Щербак…
Ныне, пришедшее на смену предыдущему новое поколение поэтов, писателей, литературных критиков, театралов еще не раз будут обращаться как к творчеству и личности Александра Вампилова – духовному авторитету, продолжателю классических традиций отечественного театра, к его духовно богатому драматическому наследию. И, без сомнения, они запечатлеют в своих творениях слова признания ему. Вот одно из них, Владимира Лакшина:
«Вампилова кровно занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигнув вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной эрозии, как удержаться в убеждении честных и сильных?
Ответ Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой стойкости, какие есть в каждом человеке,- лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно».
 
 

Вампилов А.В.Утиная охота: Пьесы.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издат., 1987г.- 368 с., ил., фото.

Вампилов А.В.Стечение обстоятельств: Рассказы, очерки, пьесы.- Иркутск: Восточно- Сиб. книж. издат., 1988г.- 448с., ил.

Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю.-/ Сост. Л.В.Иоффе, С.Р.Смирнов, В.В.Шерстов; Вступит. Статья В.Я.Курбатова.- Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография №1»., 2000г.- 448с., ил.

Стрельцова Е.И.Плен утиной охоты.- Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография №1»., 1998г.- 376с., ил., фото.

Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск: Издательство журнала «Сибирь» совместно с ООО «Письмена»., 1999г.- 352с.

МОУ "Лицей №1" 665462 Россия,Иркутская область, г.Усолье-Сибирское, Комсомольский проспект, 51. Телефон/факс:(39543)6-22-35, 6-36-65. Адрес электронной почты: liceum@irmail.ru.
Адреса в интернет: http://www.shag-usolie.nm.ru , http://www.lyceum1.ru/, http://shag-usolie.edu38.ru
Hosted by uCoz