Александр Вампилов, жизнь и творчество, юбилей драматурга, проект "Вампиловская афиша"

Интернет проект "Вампиловская афиша "МОУ "Лицей №1" г. Усолье-Сибирское

70 лет со дня рождения

35 лет со дня смерти

 

Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важнее другой.

В. Распутин

Россия есть одна на всех, а родина у каждого своя.

Эссе «Он был в моей жизни…»

Мизандронцева Галина Александровна,

Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №1» г. Усолья-Сибирского

 

У нас с ним было много общего. Мы родились в один и тот же год. Оба не знали своих отцов – их отнял страшный 38-ой. Наше детство и наша юность прошли в глубинке, только я росла в Тулуне, а он - в Кутулике. Говорят, оба слова в переводе с бурятского значат что-то вроде «мешок», «яма». Но это были города, вернее городки нашего детства. И рядом со мной взрослели похожие на него парни: отчаянно смелые, уверенные в том, что все смогут, все сумеют; в подшитых валенках и чиненых сапогах зимой, а летом в туфлях-тапочках, которые нужно было чистить зубным порошком или мелом (его прихватывали из школы), в дешевых клетчатых рубашках. Они так верили в дружбу, так трогательно влюблялись…

Я и сейчас работаю с молодежью, потому с уверенностью могу сказать – таких теперь нет! таких давно уже нет!

Заканчивая школу, он с друзьями садил акации («Как там наши акации?») – мы посадили тополя.

И поехали оба поступать не в финансовый институт, хотя там были очень небольшие конкурсы, а в Иркутский классический, где конкурс тогда был 5, 6, 7, 8 и даже 9 человек на место.

Случилось так, что немецкий язык мы сдавали в одной аудитории и одному преподавателю, но только я сдала и поступила, а он не сдал…

Вампилов придет в университет через год, когда я буду уже на втором курсе.

17-18-летние девчонки (а нас на филологическом факультете было больше, чем парней), не сразу заметили (и отметили!) все в тех же стареньких сапогах или валенках худого-худого, длинношеего Валю Распутина (Вальку), быстрого, с таким характерным разрезом глаз Вампилова (Саню). Еще бы! Ведь рядом были студенты-иркутяне, самоуверенные, прекрасно одетые, с какими-то там очень-очень! папами. Нужно было время, чтобы понять кто кто.

Вампилову помогла гитара. Помню, как однажды после лекций (а филологи учились со второй смены, и наши занятия кончались в 21 05) в «семидесятке», так называлась самая большая аудитория на II этаже, осталось несколько первокурсников. Здесь же были парни из нашей группы II курса: Задерей, Дешковский. В открытые окна несло запахи сада, который назывался тогда садом Парижской коммуны. За ним была Ангара. Ее не было видно, но весеннее дыхание ее и сада наполняло аудиторию. Играл Вампилов, пели негромко все. Мы даже не знали имен некоторых из сидящих здесь. Да и сами просто шли мимо, шли, но не прошли. Как-то по-особенному тепло вспоминается мне всегда этот вечер…

Остались в памяти и удивительные сентябрьские дни (почему-то всегда очень солнечные), когда университет выезжал на осенние работы в колхоз.

Для этого заказывалась специальная электричка. В ожидании ее привокзальная площадь пела, хохотала, гудела. Потом так же галдели, пели и хохотали вагоны, где сидели на лавках, на коленях, на рюкзаках на полу (чтоб поближе к интересной компании) студенты I- IV курсов.

Привозили в Кутулик, который тогда не был для нас родиной драматурга Вампилова, а потом уже развозили по колхозам на машинах.

Помню, как буквально одним прыжком перелетали парни через деревянные расхлябанные борта стареньких грузовиков и, даже если были здесь доски-лавочки, вставали к кабинкам, лицом к ветру. Они и жить уже хотели так, «чтоб время ядрами рвалось, к старым временам чтоб относило только путаницу волос!»

Именно во время этих работ, которые длились обычно больше месяца, как-то все и сразу чувствовали разницу между теми, с папами, и парнями, уже знающими что-то кроме древнерусской литературы и старославянского языка.

Здесь же, в колхозах, в холодные октябрьские ночи мы отыскивали на небе глазами красную звездочку первого советского спутника.

На третьем курсе я вышла замуж, и стало мне не до студенческих компаний. Потом появилась дочка, и, когда я приходила сдавать экзамен или зачет, с ней нянчились все, кто мог: геологи, юристы, чаще всего физики (в их темных рентгеновских лабораториях она спокойно спала).

Журналистом, как мечталось, стать не довелось: журналист, по крайней мере в первые годы работы, должен быть свободен.

И хотя моя дипломная работы была по газетному редактированию, я стала учителем, о чем ни разу не пожалела после.

Снова Вампилов пришел в мою жизнь в тот день, когда директор педучилища, где работала, А.А. Сорин принес в аудиторию «Советскую молодежь»:

- Фамилия Вампилов знакома? Читайте! Удивительный умница!

И все всплыло в памяти: и злополучный экзамен, и наша семидесятка, и комсомольские собрания в зале Управления Восточно-Сибирской железной дороги…

Мы читали статьи А.Санина, А.Валентинова, узнавая в них голос Вампилова. Мы – это я и мои девчонки, будущие учителя. «Молодежка» стала нашим другом: соглашались и не соглашались, спорили, искали истину, писали в газету сами.

Когда появились его пьесы, первые мои ученики уже ушли, пришли новые, но Вампилов был с ними, а значит, и со мной. Уже не только и не столько журналист, сколько драматург. В учебниках советской литературы не было его фамилии, но для моих ребят Вампилов стал близким, своим, нужным.

На выпускном экзамене по литературе многие выбрали тему «Человек человеку – друг, товарищ и брат!» (Тогда любили такие формулировки-лозунги). Несколько сочинений оказалось о Сарафанове! Помню недовольный голос одного из членов экзаменационной комиссии: «Странный выбор! Стареющий музыкант из похоронного оркестра! Так сказать – современный Данко?!» А без пяти минут учителя могли до хрипоты спорить о Сарафанове, Бусыгине, Сильве…

Тогда и возникла мысль: через 5 лет после окончания педучилища собраться вместе и съездить к нему, к Вампилову. Мы не знали, что его уже не будет…

Очень интересными у нас были так называемые «литературные суды» (по примеру суда над Онегиным или Печориным в романе Каверина «Два капитана»). Но мы «судили» вампиловских героев. Самым шумным был, пожалуй, суд над Колесовым («Прощание в июне»).

Очень еще юным учащимся не хотелось верить в существование расчета, подлости, предательства. Они пока не ощутили какого-то «неблагополучия» во всем, что происходило вокруг. Но его, это «неблагополучие» (выражение вампиловское), уже ощущали мы, я и мои ровесники.

Работая с молодежью, видела, как она стала меняться, как на смену высокой мечте, порыву приходил трезвый расчет. Об этом еще не всегда говорили открыто, но Вампилов уже писал об «эдиках», позже – об «аликах», о тех, кто отличается «собственными машинами, а не собственным мнением», но зато «считает, считает деньги…» И не случайно при обсуждении пьесы «Дом окнами в поле» многие категорично заявили:

- Да не вернется он (Третьяков) в школу, не останется в деревне. Не последняя же это машина!

Вот так молодые люди (будущие учителя!) «закрыли» открытый финал Вампилова. А может быть, не столько они, сколько время…

45 лет я работаю в школе. Менялись ученики, сменялись поколения, и в какой-то момент я поняла, что не могу и не хочу говорить о Вампилове сразу с целым классом.

Но всегда (всегда!) были и есть те, с кем хотелось не только говорить о нем, но с кем хотелось открывать Вампилова, причем не только для них, но и для себя, иногда заново. Вчитываясь в Вампилова, ребята убеждаются, что живы его Кушак и Кудимов, Золотуев и Камаев, благоденствует официант Дима, прыгает из компании в компанию Колошин, ходит в свою школу замотанная различными инновациями Галина, а Вера уже не просто Вера, а супер-Вера… Но есть, есть и Сарафанов, переживший 90-ые (ведь надо еще и внуков растить), живут Тани, мечтающие о настоящей любви, а не о союзе с миллионером, живы Валентины…

К сожалению, их становится меньше и меньше, а все больше, как говорил Вампилов, «идущих мимо жизни», «духовных банкротов», «голых манекенов».

Я не была на его могиле, не езжу больше, хотя раньше очень любила, в Листвянку. Не хочу думать о нем как о мертвом. Но вот в Кутулик в этом году, в последние дни октября, с несколькими моими учениками поехала. Автобусом. По почти плоской без конца и края степи. Было солнечно, снежно. Вот на этой снежной белизне показались черные точки деревянных домиков, потянулись к дороге длиннущие деревянные огороды. Центр был где-то дальше, а здесь почти все так, как много лет назад. И небо было таким, о каком он писал: «небо нигде не бывает таким ясным…»

Школы Вампилова уже нет – она сгорела, а музей теперь перебрался в бывшую квартиру Вампиловых – комната в два окна и маленькая кухонька.

Мне показалось, что я вернулась в детство: знаком и этот коврик над бабушкиной кроватью, и половички, и шкафчик для посуды на стенке, и умывальник за занавеской в углу кухни. Здесь же на лавке- вёдра, словно ожидающие его, мальчишку. Вот залетит, подхватит – и к водокачке напротив. Что же за особенная была здесь вода, если вспоила его вот такого? Какого – трудно сказать, слов не найдешь. Но, как мне кажется, нашел эти слова Петр Реутский. Это о Вампилове:

- По земле ходил я в радости,

Я любил ее, как бог…

Что-то сжало горло, я вышла из музея, чтобы ребята не видели моих слез, и все повторяла и повторяла слова того же стихотворения:

- Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был…

Он был в моей жизни, не рядом, нет, но мы жили под одним небом, дышали одним воздухом, а это что-то да значит

 

Викторина «В страну Вампилова - с улыбкой» или «Кто хочет стать вампиловедом?»

1. В каком районном центре Иркутской области родился Александр Валентинович Вампилов?
а) Тулун
б) Куйтун
с) Кутулик
д) Култук
Ответ: с) Кутулик (по - бурятски - сумка)
2. В честь кого драматург получил свое имя?
а) Александра Островского
б) Александра Пушкина
с) Александра Блока
д) Александра Куприна
Ответ: б) Александра Пушкина (в 1937 году отмечаюсь столетие со дня его смерти)
3. Под каким псевдонимом публикует Вампилов свои первые рассказы и очерки?
а) Ванин
б) Валин
с) Санин
д) Томин
Ответ: с) Санин
4. Как назывался первый сборник рассказов Вампилова?
а) «Стечение событий»
б) «Стечение обстоятельств»
с) «Принятие обязательств»
д) «Использование доказательств»
Ответ: б) «Стечение обстоятельств»
5. Как называется очерк, посвященный родному поселку, родной школе, друзьям?
а) «Как там наши тополя?»
б) «Как там наши березки?»
с) «Как там наши акации?»
д) «Как там все наши?»
Ответ: в) «Как там наши акации?»
6. Первая одноактная комедия Вампилова называлась
а) «Дом окнами в поле»
б) «Дом окнами в лес»
с) «Поле около дома»
д) «Крыша дома твоего»
Ответ: а) «Дом окнами в поле»
7. Какое из 4-х названий не имеет отношения к первой многоактной пьесе Вампилова (три названия имеют к ней непосредственное отношение: 2-предварительных, 1 окончательное)?
а) «Прощание в июне»
б) «Право на выбор»
с) «О чести смолоду»
д) «Встреча в июне»
Ответ: лишнее д) «Встреча в июне»
8. Какое из названий не имеет отношения к одной из самых известных пьес Вампилова: 2- предварительные, 1-окончательное, 1-лишнее. Найди лишнее.
а) «Женихи»
б) «Свидание в предместье»
с) «Старший сын»
д) «Провинция»
Ответ: лишнее д) «Провинция»
9. На семинар драматургов - одноактников Вампилов представил однажды свою пьесу под названием:
а) «Двадцать минут с чертом»
б) «Двадцать минут с дьяволом»
с) «Двадцать минут черт знает с кем»
д) «Двадцать минут с ангелом»
Ответ: д) «Двадцать минут с ангелом»
10. Самое сложное, самое неоднозначное произведение Вампилова, вызвавшее множество суждений, часто имеющих полярный характер, пьеса, о которой сам автор сказал «... все там!», называлась:
а) «Перепелиная охота»
б) «Соколиная охота»
с) «Особенности национальной охоты»
д) «Утиная охота»
Ответ: д) «Утиная охота»
11. Последняя пьеса драматурга, в которой действие происходит:
а) «Прошлым летом в Илимске»
б) «Этим летом в Братске»
с) «Прошлым летом в Чулимске»
д) «Поздней осенью в Чечуйске»
Ответ: с) «Прошлым летом в Чулимске»
12. Героиня пьесы, о которой только что шла речь, по имени Валентина, на протяжении всего действия чинит:
а) забор
б) крышу
с) ворота
д) калитку
Ответ: д) калитку, на вопрос, зачем она это делает, Валентина отвечает: «Чтобы целая была»
13. Трагикомическая дилогия Вампилова получила окончательное название:
а) «Губернские новости»
б) «Районные вести»
с) «Деревенские истории»
д) «Провинциальные анекдоты»
Ответ: д) «Провинциальные анекдоты»
14. Одна из комедий в этой дилогии называется:
а) «Случай с режиссером»
б) «Случай с ментранпажем»
с) «Случай с инструктажем»
д) «Случай с тренажером»
Ответ: «Случай с ментранпажем»
15. Действие в этой комедии - дилогии происходит в гостинице, которая называется:
а) «Сибирь»
б) «Ангара»
с) «Тайга»
д) «Байкал»
Ответ: с) «Тайга»
16. Главную роль в фильме режиссера Мельникова «Старший сын», снятого по одноименной пьесе, сыграл народный артист России:
а) Андрей Миронов
б) Вячеслав Тихонов
с) Евгений Леонов
д) Юрий Никулин
Ответ: с) Евгений Леонов
17. Фильм режиссера Панфилова «Отпуск в сентябре» был снят по пьесе Распутина
а) «Дом окнами в поле»
б) «Воронья роща»
с) «Утиная охота»
д) «Несравненный Наконечников»
Ответ: с) «Утиная охота»
18. Известный в советском кино артист Олег Даль сыграл в фильме, снятом по «Утиной охоте» Вампилова:
а) Официанта
б) Кузакова
с) Саянина
д) Зилова
Ответ: д) Зилова, главного героя пьесы
19. Поэт, погибший так же, как и Александр Вампилов, очень рано, поэт бесконечно талантливый, подарил Вампилову сборник своих стихов с надписью: «По-настоящему дорогому человеку на земле» - и стихи, посвященные ему:
Я поплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе.
Потом еще на чем-то вроде,
Потом верхом, потом пешком -
И буду жить в своем народе...
Кто этот поэт?
а) Е. Евтушенко
б) А. Вознесенский
с) Н. Рубцов
д) И. Бродский
Ответ: с) Николай Рубцов
20. Имя Александра Вампилова носит в городе Иркутске:
а) Иркутский музыкальный театр
б) Иркутский театр юного зрителя
с) Иркутский драматический театр
д) Иркутский народный театр
Ответ: 6) Иркутский театр юного зрителя
 

 

Викторина «Знаешь ли ты Вампилова и его героев?

(в вопросах и ответах)

 

1. Год рождения А.В. Вампилова и чем этот год знаменателен?

1. 1937 год, страна отмечала 1 00 - летие со дня рождения Пушкина. В его честь и имя – Александр

2. Краткий жизненный путь А. Вампилова пройден на земле сибирской. С его именем связано название поселка, где прошли детство и юность, города, где учился и работал, места, которые бесконечно любил и где погиб. Назовите эти три названия

2. Поселок Кутулик, где родился и учился в школе, Иркутск, где закончил университет и работал в газете «Советская молодежь», Байкал, на котором много раз бывал и где погиб

3, Почему Вампилов как-то с гордостью сказал о себе» Я из учительской семьи»?

3. Отец драматурга, Валентин Николаевич, был директором школы, словесником (арестован в 1938 как активный участник контрреволюционной организации и расстрелян); мать - Анастасия Прокопьевна – учительница математики

4. Кто из известных российских литераторов учился в Иркутском государственном университете вместе с Вампиловым, вместе с ним еще в студенческие годы сотрудничал в газете «Советская молодежь», очень популярной в Сибири?

4. Годы учебы Вампилова в Иркутском государственном университете - 1955-1960. В это же время (1954-1959 гг) - учится здесь Валентин Распутин, о котором позже, ставши уже известным в литературных кругах, Вампилов говорил: «Запомните это имя: вы его услышите - Распутин». Распутин же сказал о Вампилове: «Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться»

5. Под каким псевдонимом опубликован и как назывался первый сборник рассказов Вампилова? Какие еще псевдонимы Вампилов использовал?

5. 1961 год

«Стечение обстоятельств»

А. Санин

А. Валентинов

С. Хомутовский

6. Как называется и где опубликована его первая пьеса?

6. 1964 год. Журнал «Театр»; «Дом окнами в поле». Комедия в одном действии

7. Первая многоактная пьеса Вампилова, которую восприняли как «студенческую» комедию о цене нравственных компромиссов и о которой вышло множество рецензий под заголовками: «Перед выбором», «Право на выбор», «О чести смолоду», «Колесов выбирает путь» и т.д.

7. 1965 год. «Прощание в июне», опубликована в 1966. Первая постановка, как ни странно, на литовском языке в Клайпеде в 1967 году, только в 1971 - в Иркутске

 

8. Самая известная пьеса Вампилова, отрывки из которой были опубликованы под названием «Женихи», а в свет она вышла в альманахе «Ангара» под названием «Предместье»

8. 1966 год. «Старший сын», опубликована в 1968 году

9. Пьеса, о которой сам драматург сказал: «и … все там!» Признана лучшей пьесой Вампилова. В ее герое критики видят «синтез черт целого поколения», историю «борьбы с 3иловым за Зилова»

9. 1968 - закончена «Утиная охота», 1970 -опубликована в «Ангаре». На сцене ее автор так и не увидел. 1976 - пьеса увидела свет рампы в Риге, только потом в Москве

10. По каким пьесам Вампилова поставлены фильмы?

11. «Валентина» - кинофильм по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске» - 1981 год. Режиссер Панфилов.

«Старшин сын» по одноименной пьесе Вампилова. Режиссер Мельников

«Отпуск в сентябре» - кинофильм по пьесе «Утиная охота». Режиссер Мельников

«История с метранпажем» - кинофильм по первой части «Провинциальных анекдотов». Режиссер Рувимов.

«Дом окнами в поле» - телевизионный спектакль и радиоспектакль

11. Дата и место гибели Александра Вампилова

11. 17 августа 1972 года, за 2 дня до своего тридцатипятилетия, утонул в озере Байкал. Место трагедии - поселок Листвянка. Лодка, на которой он плыл со своим другом, натолкнулась на топляк. До берега Вампилов не смог доплыть - не выдержало сердце. Здесь установлен камень - символ. В записной книжке писателя есть о Байкале запись: «Могильная, черная темнота воды...»

Знаешь ли ты героев Вампилова?

1. Кто сказал о Вампилове и его героях: «Его герои вечерами выходят на сцену чуть ли не каждого большого театра страны, и его же герои, не всегда ведая, что это они и есть, смотрят на себя из зала и смеются ...»

1. Валентин Распутин

2. Кому из героев и какой пьесы его любимая, скажет с горечью: «Так вы с напой поладили. Ты получил диплом и согласился на аспирантуру. Или я или все это.... Ты выменял у моего отца все это на меня...

2. «Прощание в июне»

Дочь ректора университета Таня говорит это пятикурснику Колесову, которого ее отец не хочет видеть своим зятем, а потому заставляет его делать выбор: Таня или диплом и аспирантура

3. Герой какой пьесы, учитель-географ, отработав положенные три года, хочет уехать из села, но неожиданно передумывает?

3. «Дом окнами в поле». Учитель Третьяков перед отъездом заходит попрощаться к молодой одинокой женщине, жительнице села. Неожиданно для себя он открывает, что здесь его ждет любовь

4. Кто и в какой пьесе пытается пригласить на свадьбу друга известную актрису, приехавшую на гастроли, при этом «наносит телесные повреждения» музыканту; спасаясь от милиции, чуть не дерется с ректором университета, в котором учится, а в результате оказывается арестованным на 15 суток

4. Николай Колесов. «Прощание в июне»

5. Герой какой пьесы носил опереточное имя - Сильва? (На самом деле - Семен).

5. «Старший сын» Сильва (Семен) - молодой человек, опоздавший на электричку вместе с мало ему знакомым студентом Бусыгиным

6. Кто из героев «Старшего сына» говорит о себе, что он «иногда посещает лекции, изучает физиологию, психоанализ», а потому уверен, что главное - соврать как следует, тогда тебе поверят и посочувствуют

6. Владимир Бусыгин. Студент-медик, решивший выдать себя за сына Сарафанова

7. Кто и о ком в «Старшем сыне» говорит: «Допустим, он звезд с неба не хватает, ну и что? Мне Цицерона не надо, мне мужа надо»?

7. Нина Сарафанова о своем женихе и будущем офицере Кудимове

8. Кто из героев «Старшею сына» говорит: «Каждый человек родится творцом, каждый но мере сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучше, что было в нем, осталось после него?»

8. Сарафанов, несостоявшийся музыкант, играющий сейчас в похоронном оркестре

9. Какое значение в пьесе имеет серебряная табакерка, чья она?

9. Серебряная табакерка в семье Сарафановых всегда принадлежала старшему сыну. От прадеда - к деду, от деда - к отцу Сарафанова. Сарафанов отдаст се Бусыгину: «Теперь она твоя!»

10. Как называется кантата, которую всю жизнь сочиняет Сарафанов?

10. Кантата будет называться «Все люди - братья!»

11. Чья философия в пьесе выражается в таких словах: «С женщинами главное - не забывать, что на свете есть мною других женщин»?

11. Философия Сильвы - Семена, работающего торговым агентом

12. Чьи это размышления: «Жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Она, да-да, справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит....»

12. Сарафанова

13. Кто в пьесе не только подпалил ковер в комнате соседки, в которую влюблен, но поджёг и брюки любовника - неудачника?

13. Васенька Сарафанов, младший сын Сарафанова

14. Когда Сарафанов скажет: «Что бы там ни было, я считаю тебя своим сыном. Вы все мои дети. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное...»

14. Когда Сильва рассказывает о том, что Бусыгин только самозванец

15. Кому из свои героев Вампилов дает такую характеристику: «…около 30 лет, довольно высок, крепкого сложения, в походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время во всем сквозила некая напряженность и скука...?»

15. Зилов, главный герой пьесы «Утиная охота», инженер в бюро технической информации

16. Кому и почему Зилов скажет: «Ты тоже хорош: живым людям венки разносишь. Я бы за такое дело в твоем возрасте не взялся...»?

16. Зилов говорит это мальчику, принесшему ему венок с надписью: «Зилову Виктору Александровичу ... от безутешных друзей».

1 7. Кто из героинь «Утиной охоты» всех мужчин зовет аликами, а Зилова считает «аликом из аликов»?

17. Вера, продавец промтоварного магазина

18. Кому Зилов говорит: «На охоту я не взял бы с собой ни одну женщину. Только тебя.. .И знаешь почему? Потому что я тебя люблю!

18. Галине, своей жене

19. Что гости подарили Зилову на новоселье?

19. Предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ, деревянных подсадных уток

20. Кто учит Зилова не волноваться при стрельбе по уткам: «...полное равнодушие… Ну так, вроде бы они летят не в природе, а на картинке»?

20. Официант Дима

 

21. Кто из героев Вампилова побывал на своем веку заведующим складом, баней, загсом, рестораном, кинотеатром, гостиницей, но говорил о себе: «Я всегда так боялся начальства, что, когда сделался начальником, сам себя бояться стал»?

21. Администратор гостиницы «Тайга» Калошин («Случай с метранпажем»)

22. В какой комедии почти повторяется история гоголевского Хлестакова: рядового гражданина принимают за чиновника высокого чина - и что стало причиной этого?

22. «Случай с метранпажем». Остановившийся в гостинице Потапов по профессии метранпаж (наборщик в газете); смысла же этого слова никто не знает, потому и подозревают нечто страшное: человек из министерства

23. В какой комедии, услышав крик: «Люди добрые! Кто даст взаймы сто рублей?», герой заходит к кричащему и действительно предлагает сто рублей, но его за это связывают и хотят сдать в милицию, называя аферистом, жуликом, пройдохой. Кто этот герой?

23. «20 минут с ангелом». Хомутов, агроном, приехавший в город, где жила мать, и узнавший о се смерти. Деньги он хотел отдать матери, но не успел это сделать

24. О ком из героев «Прошлым летом в Чулимске» говорят, что в прошлом у него было все: …Он бы далеко пошел, если бы не свалял дурака...»? Сам же он говорит: «...И вообще - я хочу на пенсию»

24. Шаманов, следователь

25. Что изменит многое в жизни Шаманова, почему он скажет: «Удивительный сегодня день. Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес… трава, деревья, запахи...»

25. Шаманов узнает, что его любит Валентина

26. Можно ли говорить о том, что калитка в палисаднике, которую снова и снова чинит Валентина, имеет какое-то символическое значение?

26. Безусловно

- Зачем все чинишь ее?

- А вы разве не понимаете? Чтобы целая была!

Валентина мечтает о целостности мира, где не будут ломать ни калиток, ни человеческих судеб

27. В каком фильме, поставленном по пьесе Вампилова, известнейшие киноартисты Боярский и Караченцев сыграют молодых людей, случайно познакомившихся на танцах, а Евгений Леонов – музыканта-неудачника, ставшего в итоге отцом для одного из них?

27. «Старший сын». Бусыгин - Караченцев. Сильва - Боярский. Сарафанов - Леонов. Режиссер Мельников

28. В каком вампиловском фильме играет блестящий актерский ансамбль: И. Чурикова, Л. Удовиченко, Р. Нахапетов. Д. Михайлова, Ю. Гребенщиков?

28. «Валентина», (по пьесе «Прошлым летом в Чулимске»). Режиссер Панфилов

29. Народный артист СССР, художественный руководитель одного из самых известных в стране театров, который начал репетировать «Утиную охоту» еще при жизни Вампилова и, выпустив спектакль, сыграл в нем главную роль - роль Зилова? Автор воспоминаний о Вампилове

29. Олег Ефремов

30. Кому Валентин Распутин посвятил самый известный свой рассказ «Уроки французского»?

30. Анастасии Прокопьевне Копыловой - матери Александра Вампилова

 

Спасибо тебе, Александр Вампилов!

Корнилова Юлия II курс (10 класс) физико-математического профиля

 

Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важнее другой.

В. Распутин

Россия есть одна на всех, а родина у каждого своя.

Какого поэта, писателя, драматурга можно назвать великим?

Разве великий писатель – это тот, книги которого издаются миллионными тиражами? Конечно, нет. Можно написать одно произведение, которое всколыхнет души человеческие и навсегда останется в памяти людей. Поэтому я считаю, что оценивать творчество писателя нужно в зависимости от того, как его произведения воздействуют на читателя, чему учат, какой след оставляют в его душе. Именно поэтому я считаю, что Александр Вампилов достоин звания ВЕЛИКОГО писателя и драматурга, ведь не зря его любят до сих пор, вспоминая его как значимого для русской литературы писателя и драматурга. Для меня Вампилов, прежде всего, - патриот, т. к. в его произведениях ( явно или неявно) можно почувствовать его тревогу за свою родную землю и за людей, живущих на ней.

Меня особенно тронули его очерки о Кутулике. «Как там наши акации?» - может воскликнуть только человек, по-настоящему любящий свой дом, свой поселок.

Я попыталась представить, как бы Александр Вампилов мог написать письмо своей родине.

Письмо родине
Привет, родимая земля,
Ну, как дела, как жизнь твоя?
Как дом родной, как хлеб и соль,
Как солнышко над головой?
А знаешь, родина моя,
Как я хочу в твои края!
Под утро босою ногой
По травушке, ещё с росой,
Бежать туда, где нет конца,
И заглянуть в твои леса.
Ведь там меня всегда поймут,
Всегда утешат, разберут
Мои страданья, слёзы.
Я на восходе заберусь
Поближе к солнцу, в горы.
И вмиг исчезнет моя грусть,
Привет родным просторам!
Люблю я песенки синиц,
И танцы журавлей,
Люблю я всех живущих птиц
На родине моей.
Когда мне плохо, сердце жмёт,
В глазах мерцают слёзы,
Я вспоминаю то, что ждет
Меня земля, ждут звёзды.
Но только жаль, я далеко,
И сердце вновь колышет,
Мне без тебя так нелегко,
Мне тяжело. Ты слышишь?
Ну что ж, передавай привет
Всем тем, кто ждёт, скучает.
«И помни! - крикну на весь свет. -
Тебя мне очень не хватает!»

Благодаря таким людям, как Вампилов, молодежь (в том числе и я) по-другому начинает относиться к своему родному краю, к своим родным и близким. Я хорошо понимаю Вампилова («Как там наши акации?»), так как сама испытала подобные чувства, расставшись с родными местами, с моим любимым городом Олёкминском.

О родине

Мне снится дом, поля мои, леса
И Лена, не брегов у ней, не края.
Мне снятся голубые небеса,
И перелётных птиц мне снится стая.
Привязана я, родина, к тебе,
Привязана я всей душой и телом.
Не знаю места лучше на земле,
Не знаю лучше родины своей я!
Я помню запах скошенной травы,
Подснежников, что пробивают белый,
Сверкающий на солнце, хрупкий снег.
И цвет земли зеленовато – серый.
Олёкминск мой! Ты яркий солнца свет,
Что защищает нас от зла, тревог и боли.
Олёкминск мой! Ты пламенный рассвет.
С тобой по жизни, ты всегда со мною!
 

Говорят, что только расстоянием и временем проверяются настоящие чувства.

Я же считаю, что необязательно уезжать из дома, чтобы понять, как он тебе дорог! Нужно лишь приглядеться к привычному, и тогда для тебя раскроется что-то новое, то, что бы раньше ты мог и не заметить (или не хотел замечать?). Тогда ты осознаешь, насколько дорогой и значимой для тебя является родина. Понимаешь, что ради этого стоит жить, жить и гордиться тем, что твоей родиной является самый прекрасный, самый замечательный уголок планеты всей. Охваченная этими чувствами, я написала такие стихи:

Я горд, что я живу в Сибири
В прекрасной снежной стороне.
Ничто: ни злато, ни бриллианты -
Так дороги не будут мне,
Как эти белые просторы,
Как серебро сибирских рек,
Вдали синеющие горы
И милый сердцу человек.

 

Когда перечитываю эти строки, снова и снова тревожит меня вопрос:

Зачем на свете нужен я?И для чего родился, рос..Что Я могу сделать, какой след оставлю после себя на Земле?Я попыталась ответить на этот вопрос в стихотворении «Мы – БУДУЩЕЕ!»:

Мы - будущееэтой страны,
Мы – продолжатели рода людского.
Мы для того и миру даны,
Чтоб дать временам основу!
Не лёгкие были пути
Отцов, матерей поколенья.
На них держалась Земля,
Теперь пришло наше время.
Спасибо хотим вам сказать
За ваше терпенье, за мудрость.
За то, что могли вы нам дать
Счастливую эту юность.
А помните, в наши лета
На вас возлагались надежды,
И только лишь в ваших руках
Держался жизненный стержень.
И если порвётся та нить,
Которой мы крепко так сшиты,
Прервётся на свете и жизнь -
Мы будем навеки забыты.
Забудется наша земля,
Леса исчезнут и реки,
Родимые наши края -
Всё живое исчезнет на свете.
Но пока наше сердце живо,
Но пока в нём бушует кровь,
Соберём в кулаки все силы:
Нашу веру, надежду, любовь.
И мы выдержим всё, мы знаем:
Ведь это не зря нам дано!
Мы грудью за мир этот станем,
Если даже на смерть суждено…
И знайте! Мы будем бороться.
Для жизни мы все рождены!
Хоть это вовсе не просто –
Мы – БУДУЩЕЕ ЭТОЙ СТРАНЫ!

 

Думаю, не только на меня смогли так подействовать очерки А. Вампилова. А это значит, что «четыре подпорки» никогда не рухнут.

Спасибо тебе, Александр Вампилов!

 

 

Шаргородская Мария II курс (10 класс) инженерно-технического (НИТОЛ) профиля

 

Ты здесь, мы в воздухе одном…

(Тема любви в творчестве А.В.Вампилова)

 

 

Она хотела, чтобы будущий Муж пронёс её по жизни на руках

А.Вампилов.

 

Любовь – сильное и красивое чувство... Сколько людей мучаются и радуются , разбивают сердца и взлетают высоко благодаря этому чувству. Я не являюсь исключением. Именно поэтому эту работу я решила посвятить именно теме любви в творчестве А.В.Вампилова.

У каждого поэта есть своя особенная, любимая тема, у каждого драматурга - свои неповторимые оттенки в творчестве, у каждого писателя – свой индивидуальный стиль. Есть авторы, творчество которых нельзя сопоставить с другими, настолько оно своеобразно .Именно таким и является Александр Валентинович Вампилов.

«Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», -писал В. Распутин о нём. Александр Вампилов всегда искал какие - то новые, неоткрытые направления в поэзии, в прозе, в драматургии. Его творения - это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов… Мне нравится произведения писателя, посвящённые любви. Любовь – это отдельная от повседневной суеты – жизнь. Любить – это значит жить.

Вампилов открывает новое направление в любовной теме: гармоничное сочетание иронии и любви. Авторский прием , когда с притворной серьёзностью высказывается мнение противоположное тому, что думают или предполагают читатели. У Вампилова не так, как у других. У него любовь - добровольная зависимость. Герои Вампилова испытываются на прочность, в атмосфере быта, в конкретной житейской ситуации. Но по мере развития конкретный быт расширяется в сознании людей до мира всеобъемлющего. Личные чувства конкретных героев понимаются обобщенно, мы, зрители, разделяем их любовь, грусть расставания и радость встречи. В своих произведениях о любви он использует прием иронии, чаще иронии, имеющей трагическую окраску. Так, например в рассказе «Стоматологический роман». Название предполагает самое неожиданное развитие событий, и на самом деле всё именно так: молодая девушка, техник- стоматолог, затягивает лечение зуба молодому человеку, в которого она влюбилась с первого взгляда. Она любит его, а он ненавидит её как врача. Парадоксальная ситуация, девушка заставляет мучиться юношу только из-за того, чтобы ещё хоть раз увидеть его. На что же может пойти девушка, чтобы ещё хоть раз взглянуть глаза в глаза возлюбленному Ирония сквозит в каждом слове героев , заставляя почувствовать комичность и одновременно трагичность ситуации.

В любви нет и не может быть логики. В другом замечательном рассказе - «Девичья память» ощущается комическое отношение автора к действующим лицам. В этом произведении юноша умудрился признаться в любви одной и той же девушке два раза, не подозревая о том ,что это одна и та же девушка .Но самое интересное в особенностях женской логики: юная дама, выслушав своего знакомого во второй раз, и только после этого сказала ему , что они знакомы, и что она уже слышала из его уст те же самые слова любви. Какая ирония сквозит в каждом слове героев!

Превратив житейский случай в нравственное испытание для героев, писатель подвергает и нас нравственному испытанию: какими бы были мы в этой ситуации?

Вампилов часто оставляет финал рассказов открытым. Они словно – психологический поединок. Писатель приглашает нас в соавторы. И мы, исходя из своего жизненного опыта, представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, что нравственно и что безнравственно, додумываем эту историю, судьбы персонажей

Вампилов вошел в литературу молодым, молодым и остался. Совесть, честь, достоинство, взаимопонимание – это вечные ценности, которые существовали и будут существовать всегда. В своих произведениях Александр Вампилов раскрывает истинные отношения между мужчиной и женщиной.

Для меня любовь – это движущая сила человечества. Ведь ради любви человек готов на всё. Для меня любовь – это тайна, которую сложно раскрыть . Когда ты влюблён , ты чувствуешь, как утром встаёшь с улыбкой на лице, а ложишься - с приятными воспоминаниями о прошедшем дне… О любви можно писать книги и петь романсы, но всё равно, для каждого человека-это что – то особенное и неповторимое, своё…

Земля сибирская питает лучшими образцами своими русскую литературу. Именно здесь, в Сибири , родился и вырос неповторимый писатель , драматург - Александр Вампилов .

 

 
МОУ "Лицей №1" 665462 Россия,Иркутская область, г.Усолье-Сибирское, Комсомольский проспект, 51. Телефон/факс:(39543)6-22-35, 6-36-65. Адрес электронной почты: liceum@irmail.ru.
Адреса в интернет: http://www.shag-usolie.nm.ru , http://www.lyceum1.ru/, http://shag-usolie.edu38.ru
Hosted by uCoz